Музей пыток в Санкт Петербурге

Инквизиция как институт, ассоциируемый с судебным преследованием еретиков, прежде всего, связана с средневековой Европой, в особенности с Испанией и Италией, под эгидой католической церкви. В России же в период, соответствующий времени инквизиции в Западной Европе, действовала православная церковь, и подобного рода института, как инквизиция, здесь не существовало. Однако это не означает, что в России не было пыток и казней. В средневековой Руси для выявления преступников и еретиков использовались различные методы допроса, включая пытки. Эти методы были закреплены в уголовном праве того времени, например, в "Русской Правде" — одном из древнейших памятников законодательства.

Пытки применялись как средство добиться признания или получить информацию. Казни также были распространены и могли включать четвертование, повешение, сожжение на костре и другие виды исполнения приговора. Стоит отметить, что такие меры были общепринятыми во многих странах того времени. В период царствования Ивана Грозного была создана Опричнина, в рамках которой проводились массовые репрессии, пытки и казни. Это был период особого ужесточения политической борьбы и преследования оппозиции, которые часто сопровождались жестокими методами наказания.

Тем не менее, в контексте инквизиции, как она была известна в Европе, российская история заметно отличается. В России не было централизованного органа, занимающегося преследованием еретиков, и пытки не были столь связаны с религиозными вопросами, как в случае с европейской инквизицией.

Инквизиция, созданная католической церковью, отличалась особо изощрённой фантазией в деле истязаний, пыток и казней... Немного теории относительно пыток и казней есть в материале Пражский музей пыток..

Музей пыток в Санкт-Петербурге – посвящен темной истории средневековых пыток и казней. В нём представлены реплики устройств и инструментов, которые использовались для пыток и исполнения смертных приговоров в разные исторические периоды. Экспозиция позволяет посетителям окунуться в мрачную атмосферу прошлого и узнать о различных методах пыток, которые применялись для извлечения признаний или как наказание. Среди экспонатов можно увидеть множество приспособлений для увечий, каждое из которых имеет свою историю. Музей также старается осветить культурные и исторические аспекты, связанные с пытками, демонстрируя, как со временем менялось отношение общества к таким методам наказания и допроса.

Это место не для слабонервных, так как некоторые экспонаты могут вызвать сильные эмоции, особенно вместе с хорошей фантазией. Но для тех, кто интересуется историей или хочет лучше понять темные стороны человечества, это может оказаться весьма познавательным местом. Музей пыток позволяет понять то, какие социальные, политические и даже религиозные факторы привели к возникновению и распространению пыток. Он показывает, как в определенные исторические периоды пытки становились инструментом удержания власти или борьбы с ересями и преступностью.

Важно отметить, что музей не прославляет пытки как явление, а стремится донести до посетителей важность прав человека и гуманистических ценностей. Он отражает изменения в мировоззрении общества и показывает, как со временем человечество пришло к осознанию необходимости защиты человеческого достоинства и запрета жестокого обращения. Музей пыток — это возможность не только узнать о мрачных страницах истории, но и задуматься о ценности жизни и важности борьбы за права человека в современном мире. Пройдёмте...

* * *

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, конь

Конь. Одно из наиболее известных средневековых устройств для пыток. Оно представляло собой деревянное устройство, которое по форме напоминало треугольник или конус, расположенный на деревянных ножках. Верхняя острая часть конструкции была направлена вверх, а жертва пыток помещалась сверху таким образом, чтобы ее вес приходился на наиболее острую часть. Под ноги жертвы могли подвесить грузы, чтобы усилить давление на тело и увеличить боль. В некоторых случаях, чтобы усилить эффект пытки, к концам веревок, которыми были привязаны грузы, привязывались дополнительные тяжести.

Эта пытка была направлена на причинение острой боли и могла привести к серьезным внутренним повреждениям. "Конь" использовался не только для допросов с применением пыток, но и как наказание за различные преступления.

Молитвенный крест. — это еще одно из устройств, использовавшихся для пыток и наказаний в средние века. Он представлял собой деревянный крест, на который жертва была привязана или прикована так, чтобы занять неудобное и болезненное положение, напоминающее позу моления.

Конструкция "молитвенного креста" могла варьироваться, но общий принцип заключался в том, что человек должен был стоять на коленях, иногда на острых предметах, таких как камни или гвозди, чтобы усилить боль. Руки жертвы могли быть вытянуты вперед или вверх и также фиксировались в неудобном положении, что вызывало растяжение и болезненные ощущения в мышцах и суставах.

Пребывание в таком положении на протяжении длительного времени приводило к сильным болям, усталости и мучениям. Пытка "молитвенным крестом" была не только физически тяжелой, но и содержала в себе психологический аспект — она имитировала акт молитвы, переворачивая его в инструмент страдания и унижения.

Нюрнбергская дева. Она же — Железная дева, была видом средневекового пыточного устройства, представляющего собой вертикальный саркофаг с шипами внутри. Жертва помещалась внутрь, и дверь закрывалась, причиняя болезненные ранения. Шипы были расположены таким образом, чтобы не нанести немедленной смерти, а мучить заключенного.

Есть мнение, что "Железная дева" могла быть не столько пыточным инструментом, сколько инструментом запугивания. Также существует версия, что она была создана в 19 веке как часть "средневекового" шоу для туристов. Да и не все историки согласны с тем, что "Железная дева" действительно использовалась в средние века.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, конь, молитвенный крест, железная дева

Шипы были установлены таким образом, что не задевали жизненно важные органы. Потому пытку можно было продолжать долгое время.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, железная дева, шипы

 

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, железная дева, шипы петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, голова, человек

Восточная казнь. Эту казнь часто применяли для изменников Ислама. Заключалась она в том, что вероотступника сажали в мешок наполненный негашёной известью и бросали в реку. При контакте с водой начиналась реакция и жертва умирала от сильнейших ожогов.

В некоторых вариациях этого метода в мешок также могли добавлять животных, таких как змеи или крысы, которые, пытаясь убежать от извести, нападали на заключенного. После того как осужденный был помещен в мешок, его зашивали и могли бросить в воду или оставить умирать от ран и ожогов. Этот метод казни был особенно жестоким и мучительным. Однако стоит отметить, что информация о таких методах зачастую основывается на околохудожественных источниках, и их использование могло быть не столь распространено, как представлено в легендах и рассказах.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, восточная казнь, мешок, человек
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток,  кресло допроса, шипы, пытка

Кресло допроса. Оно было специально сконструировано для причинения боли и страданий. Кресло часто имело шипы или колючие элементы, покрывающие его поверхность, включая сиденье, спинку, подлокотники и даже подножку. Жертва привязывалась к креслу, и шипы впивались в их тело, особенно если на них давили или прикладывали дополнительный вес. Особенно жестокие варианты кресла могли иметь механизмы для усиления давления на тело, что приводило к еще большему болевому эффекту.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, кресло допроса, шипы, пытка петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, петля
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток,  кресло допроса, шипы, пытка петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, дыба петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, голова, эшафот петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, плаха
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, пытка водой, человек

 

Пытка водой. Человека привязывали к столбу, а на его темя очень медленно падали капли воды. Со временем жертва начинала испытывать очень сильную боль расходящуюся от места падения капель. Иногда человек мог и потерять сознание, а в некоторых случаях и лишиться разума.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, пытка водой, человек
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, рубаха, балахон, капюшон петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток

Позорные маски. Это наказание относилось не к физическому, а к моральному. Такие маски делали посмешищем того, на ком были одеты. Повинность для маски были абсолютно разными: мошенничество, пьянство, измена.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, позорные маски петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, позорные маски
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, позорные маски петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, голова, отрубленная

Клеймо. В Западной Европе клеймение происходило следующим образом: клеймо раскаляли добела в огне и прикладывали к телу преступника. Шрам оставался на всю жизнь.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, клеймо, металл, клеймение

В России же это происходило несколько иначе. Клейма представляли собой буквы — аббревиатуры наказаний. Эти буквы состояли из небольших шипов, которые оставляли на теле преступника следы подобно шрамированию.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, клеймо, клеймение, металл
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, каторжанин петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, каторжанин, клеймо

Аббревиатуры, накалываемые на тело преступников, были разными. Буквы «К А Т» — обозначали каторжанина. «С Б» — ссыльно-беглый, «С К» — ссыльно-каторжный. «И Б З» — изменник, бунтовщик, злодей. «В О Р Ъ» — преступник. «Т А Т» — вор. «У» — убийца. «Р З Б» — разбойник.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, кандалы

Скрипка сплетниц. Наказание получило название из-за того, что форма колодок напоминала форму скрипки. Как правило, применялось это наказание к лжецам и виновным в оскорблении. Руки и шея жертвы фиксировались в молитвенной позе. От нарушения кровообращения жертва испытывала сильные боли — наказание могло продолжаться несколько дней.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, скрипка сплетниц петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, медаль, за пьянство
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, скрипка сплетниц

Бочка позора.Опять же это скорее моральное наказание, так как человек в бочке становился посмешищем не испытывая при этом сильных физических мучений. Хотя, конечно, малоподвижность тоже была достаточно изнурительна. Назначалось наказание в основном хроническим алкоголикам. Бочки были двух видов. Бочка без дна позволяла человеку ходить (насколько это было возможно). Второй вид бочки полностью обездвиживал жертву, которую после окунали в экскременты.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, бочка позора, пьяница петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, бочка позора, пьяница

Пресс для головы. Эта казнь ценилась палачами Северной Германии. Голова жертвы фиксировалась в устройстве и, поворачивая ворот, верхняя часть начинала давить на череп. Так как давление постепенно увеличивалось, ткани мозга начинали вытекать из черепа.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, пресс для головы

Ожерелья, подобные этому, одевались тем, кто не мог остановиться в азартных играх.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, ожерелье петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, изгнание беса, крест, священник

Изгнание беса. Начиналось изгнание чтением молитв. А заканчивалось, как правило, сожжением на костре.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, изгнание беса, священник, крест петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, жанна дарк, колдунья, ведьма, сжигание
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, изгнание беса

Вилка еретика. Это наказание предназначалось тем, кто обвинялся в ереси. Инструмент имел четыре острых шипа, который пристегивался к шее обвиняемого. После этого еретик мог держать голову только в одном положении — подняв взор «к Богу». Хотя, бывало, она предназначалась и обычным преступникам.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, вилка еретика петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, вилка еретика
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, емельян пугачев петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, емельян пугачев

Дочь дворника или Аист. Суть заключалась в том, что жертву фиксировали в одной позе и уже через несколько минут человек начинал испытывать сильнейший мышечный спазм в области живота. Часто во время того, как жертва мучилась в «аисте» её ещё и пытали раскалённым железом.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, дочь дворника, аист петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток

Щипцы для вырезания ноздрей. Вырезанные ноздри имели странную тенденцию зарастать. В этом им помогали и снадобья тюремных умельцев.

петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, щипцы для вырезания ноздрей
петербург, музей пыток в петербурге,  музей пыток, вход в музей

сентябрь 2012

Понравилось?

Похожие материалы: