В предместье чешского города Кутна-Гора разместился городок Седлец. А известен он прежде всего тем, что в нем находится Костехранилище (Костница).
В 1278 году аббат цистерианского монастыря Генрих привез с Голгофы немного земли. Земля эта была рассыпана по кладбищу аббатства. Благодаря этому аббатское кладбище стало очень популярным местом для захоронения. В 1400 году в центре кладбища был построен собор, который должен был служить складом для костей ранее погребенных, так как у кладбища просто не хватало места.
В латинском языке есть слово «оссуарий», которое означает место для хранения останков. Произошло оно от слова «оссис» — кость. Так что русскоязычное «костница» звучит вполне оправданно. Появляться костницы начали очень давно — во Франции были найдены останки, возраст которых более шести тысяч лет.
Существуют несколько типов костниц и отличаются они способом хранения останков. Например, иудейские оссуарии предполагали хранение останков в специально изготовленном ящике. Ящики были индивидуальные, а его размеры ящика определялись габаритами костей покойного. Так, ширина ящика была равна ширине тазобедренной кости, длина соответствовала длине бедра, а высота – общему объёму костей. К слову, перемещение костей в эти ящики были вторым этапом похорон. До этого тело покойного на год клали в нишу погребальной пещеры — этого было достаточно для того, чтобы тело истлело, и от умершего остались одни кости. Чем-то схож ритуал у зороастрийцев. Там тела оставляли также на год, но помещали их не в пещеры, а, напротив, на специальном холме в стороне от города. Там тела истлевали, либо (что было чаще) их обгладывали птицы. Такое тело, точнее кости, считались чистым (а зороастрийцам запрещено предавать тела земле или огню) и их можно было помещать в оссуарий. В этом качестве выступали специально сооружённые для этого башни.
Костница в Седлеце принадлежит к католическому типу (что не удивительно). Католические оссуарии хранят кости в склепах или часовнях в открытом виде. Часто это было сделано для того, чтобы сэкономить место на кладбищах — в средние века было немало эпидемий. В костнице Седлеца хранятся останки 40 000 человек. Однако, ей очень далеко до самой большой — парижской, где число «погребённых» насчитывает около шести миллионов человек.
В 16-м веке, когда в Европе свирепствовала чума, один монах, имени которого история не сохранила, работал над очередной очисткой кладбища. О нём вообще мало что известно. Раз ве что то, что он был полуслеп и чумы не боялся, так как имел иммунитет. Зато, он был творцом со своим чувством прекрасного. Именно это чувство заставило его отбелить кости в хлоре и выложить пирамиды по углам помещения. Над угловыми пирамидами он соорудил каменные короны. После смерти, а умер он в этой же костнице, часовня была закрыта. На триста пятьдесят лет. Уже в конце 19-го века, когда это место выкупил князь Шварценберг, костницу решили привести в порядок. Князю не понравились пирамиды и он нанял резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы тот привёл в порядок груды костей. А вот то, что у него получилось — можно увидеть здесь.
У входа на кладбище установлен чумной столб.
Чумные столбы были очень распространены в Центральной Европе. Устанавливались они в знак благодарности за прекращение мора. Наверху столба, как правило, устанавливалась статуя Девы Марии. Хотя, конечно, бывают исключения...
Собор — Костехранилище.
В центре зала висит канделябр. В нём присутствуют все кости человека.
Груды костей. Всего в Костнице около 40 000 человеческих скелетов. Над костями видны короны.
Херувим.
Фамильный герб Шварценбергов — владельцев костницы.
Автограф автора — Франтишека Ринта.
Рядом )
январь 2011