Пражский музей пыток — один из самых востребованных музеев города. Оно и понятно, людей всегда тянет к запретному. Музей небольшой, находится ниже уровня земли, что придает помещению более интересную атмосферу. Среди экспонатов можно встретить и очень старые орудия пыток и более свежие — средневековые. При музее есть небольшой магазинчик, в котором можно купить сувениры на соответствующую тематику. Экспозиция немного меньше чем в музее пыток, что в Санкт-Петербурге, но не менее интересна. Слабонервным посещать можно. Хотя, конечно, много зависит от собственной фантазии))
Огромному количеству людей, не смотря на то, признаются они в этом или нет, нравится наблюдать за мучениями других (кто не отрывал мухам крылья?). Кроется это в особенности человеческого организма, а точнее в его нервной системе. Человек может представить себя на месте жертвы, чувствовать её страдания, но при этом быть в полной безопасности. Особо отличились пытками средние века. По истине, не здоровая фантазия временами выдавала очень необычные способы изуверств, поражающие воображение обычного человека. Достаточно часто пытки были неотъемлемой частью казни, хотя нередки были и случаи, когда смерть человека в процессе пытки была случайной.
Естественно, пытки можно было использовать (и использовали) не просто для удовлетворения эстетических чувств инквизиции, но и для получения от жертвы какой-либо информации. К слову, слово «инквизиция» имеет значение «допрос, дознание». По сути, инквизиторы вынесли пытки на уровень судопроизводства, где главным критерием было получение необходимой информации, нежели истина. Надо ли говорить о том, что подавляющему большинству проще было сознаться в преступлении и быть казнённым, чем терпеть мучения и всё равно быть казнённым…
Использовались пытки во все времена, начиная с древности и по всему миру. Спадать активность применения начала только к концу 18-го века. Правда, в 20-м они вновь находят широкое применение в нацистской Германии, Китае и ещё нескольких регионах. В настоящее время пытки запрещены практически всеми странами, но… как знать.
Вернёмся к музею. Музей находится, что характерно, под землей. Вниз ведёт винтовая лестница.
Дыба. Самая распространённая пытка. Жертве связывали руки и ноги и растягивали в разные стороны. При этом разрывались суставы. Часто растянутого на дыбе человека били кнутом. А некоторые дыбы снабжались дополнительно острыми шипами. Здесь мы видим западно-европейскую дыбу. Она характерна тем, что растягивали жертву в горизонтальном положении с помощью валиков, на которые с помощью рычага наматывалась верёвка.
Костедробилка. Человека как на дыбе растягивали на конструкции, а камнями, подвешенными тут же, ломали кости.
Позорные маски. Их надевали на болтунов и прочих не сознательных элементов. Функция масок была опозорить провинившегося человека (мы помним, что честь тогда ценилась гораздо выше, чем сейчас).
На самом деле, скелет один. С обеих сторон — зеркала.
Палач и плаха.
Гильотина. Здесь всё понятно — приговорённого фиксировали в области шеи и острый нож, падая, отрубал голову. Очень популярная казнь, которая применялась практически по всей Европе.
Основой, наверное, всех пыток было взять шип и вогнать его в тело. Зажим. Чем сильнее затягивалась резьба, тем сильнее шипы входили в тело жертвы.
Пояс верности.
Процесс казней проходил показательно, на них всегда присутствовало большое количество людей. Потому, можно найти немалое количество картин художников тех лет, которые детально отражают происходящее. Однако, при пытках, допуск «наблюдателей» был невелик, потому практически все изображения пыток были написаны со слов.
Колесование. Очень старая казнь. Хотя в России она применялась вплоть до 19-го века. Приговорённому сначала ломали все суставы и крупные кости, а затем привязывали к колесу и водружали на шест, где тот впоследствии и умирал.
По всему музею развешаны гравюры.
И инструкции.
январь 2011