Архитектурно-этнографический музей в Хохловке

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что Пермский край был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в Пермском крае. Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в России. Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же Музей деревянного зодчества в Суздале, «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в Костроме — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Архитектурный музей Хохловка такое место, где прошлое оживает прямо перед вашими глазами. Это уникальная возможность не просто читать о быте давних времен на страницах книг, а ощутить его всеми чувствами: коснуться старинного дерева, почувствовать запах смолы и дыма костра, услышать скрип дверей и шаги по настоящему деревянному полу. Благодаря музею, мы имеем неоценимую возможность вживую увидеть и прочувствовать историю, что делает наше понимание прошлого гораздо более полным и ярким.

* * *

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

хохловка, этнографический музей, деревянная изба, изба Кудымова, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

хохловка, этнографический музей, усадьба баяндиных-боталовых, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, усадьба баяндиных-боталовых, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, колодец журавль, деревенский забор, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

хохловка, этнографический музей, церковь преображения, деревянная церковь, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

хохловка, этнографический музей, церковь преображения, деревянная церковь, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура
хохловка, этнографический музей, церковь преображения, деревянная церковь, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, церковь богородская, деревянная церковь, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

хохловка, этнографический музей, церковь богородская, деревянная церковь, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, панорама, пейзаж

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

хохловка, этнографический музей, сторожевая башня, острожек, пугачевская башня, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, сторожевая башня, острожек, пугачевская башня, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, пейзаж, природа, панорама хохловка, этнографический музей, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура, панорама

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории Пермского края колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

хохловка, этнографический музей, колокольня, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура
хохловка, этнографический музей, колокольня, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, смотровая площадка, панорама, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

хохловка, этнографический музей, сельское пожарное депо, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура
хохловка, этнографический музей, сельское пожарное депо, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

хохловка, этнографический музей, изба игошева, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, скульптура

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз.

хохловка, этнографический музей, охотничье становище, лабаз, чамья, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, скульптура
хохловка, этнографический музей, охотничье становище

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

хохловка, этнографический музей, охотничье становище, дом охотника, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура
хохловка, этнографический музей, скульптура, идол хохловка, этнографический музей, солеварня,  солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

хохловка, этнографический музей, солеварня, рассолоподъемная башня, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, солеварня, рассолоподъемная башня, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

хохловка, этнографический музей, солеварня, соляной ларь, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Михайловский соляной ларь.

хохловка, этнографический музей, солеварня,  соляной ларь, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

хохловка, этнографический музей, солеварня, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

хохловка, этнографический музей, солеварня, соляной амбар, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, солеварня, соляной амбар, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, солеварня, соляной амбар, солеварение в прикамье, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

Залив Камы.

хохловка, этнографический музей, набережная камы, залив камы, набережная хохловка хохловка, этнографический музей, набережная камы, залив камы, набережная хохловка хохловка, этнографический музей, скульптура, соль

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

хохловка, этнографический музей, общественный амбар, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, панорама, пейзаж

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

хохловка, этнографический музей, гумно с овином, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура хохловка, этнографический музей, деревянная архитектура, деревянное зодчество, старая архитектура

июль 2009

Понравилось?