Андреас Шлютер был выдающимся зодчим Германии 17-го века. Приверженец нидерландского барокко, он создал скульптурное убранство королевского дворца в Варшаве, дворца Красиньских, а чуть позже, уже в Берлине, создал интерьер апартаментов курфюста. Некоторое время руководил Берлинской академией художеств, но продлилось это всего пару лет. Тем не менее, очень жаль, что к Екатерининскому парку он отношения не имеет. Или всё же имеет?
1 мая 1713 года Андреас Шлютер принимает предложение Петра I и переезжает в Россию чтобы принять участие в строительстве Санкт-Петербурга. Поселился он в Летнем дворце и незамедлительно оформил его скульптурами и рельефами. Вся его работа созранилась до нашего времени. В качестве помощника Андреас Шлютер взял с собой Иоганна Фридриха Браунштейна — молодого немецкого архитектора. Спустя год жизни в России Андреас Шлютер скоропостижно скончался, а Иоганн Фридрих благополучно завершил его постройки. Следующие два года Иоганн Фридрих занимается строительством Петергофа, но вновь уходит под руководство более именитого архитектора — Жана-Батиста Леблона. Видимо, не всё было спокойно в России в те времена, так как нового своего руководителя Иоганн Фридрих пережил также достаточно быстро. Закончив работы по проектам Леблона Браунштейну снова не удаётся стать первым архитектором, так как на это место пришёл итальянский архитектор Николо Микетти. Микетти, к слову, после этого жил долго и счастливо.
Благодаря интригам (а Николо Микетти он всё же хотел сместить, но неудачно), Браунштейна сначала отстраняют от участия в строительстве, а в 1728 году ему вообще пришлось вернуться в Германию. Но за то время, что он провёл в России, Иоганн Фридрих успел немало наследить. Так, в Кронштадте появился Итальянский дворец, Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, и, разумеется, Екатерининский дворец в Сарском селе.
В 1717 году по приказу, тогда уже императрицы, Екатерины I он закладывает летнюю резиденцию. Это был небольшое каменное двухэтажное здание, которое оставалось таким вплоть до 1743 года. Как раз тогда на престол взошла Елизавета Петровна, которая и поручила этот дворец расширить и благоустроить. За дело взялись два русских архитектора — Михаил Григорьевич Земцов, который в своё время был помощником у того же Леблона и Микетти, и Квасов Андрей Васильевич, ученик уже самого Земцова. Однако, спустя несколько лет после завершения реконструкции в 1752 году, Елизавета Петровна вновь даёт поручение на реконструкцию дворца, так как императрицу вновь не устроил размер апартаментов. На этот раз поручение досталось Бартоломео Франческо Растрелли. К тому времени он давно служил обер-архитектором Елизаветы Петровны и под его руководством строились грандиозные сооружения. За дело Растрелли взялся основательно, полностью разрушив существующий дворец. Спустя четыре года появился современный дворец в стиле Русское барокко.
А как же Екатерининский парк? Он берёт начало ещё со времён дворца Иоганна Фридриха. Тогда же был разбит сад, который благодаря стараниями ландшафтного дизайнера (а в то время мастером садово-паркового искусства) Яна Роозена был перепланирован террасами. Стараниями Роозена появляется так называемый Старый сад, который в границах небольшого дворца смотрелся вполне органично. Уже после реконструкции дворца парк разрастается и появляется его вторая часть — пейзажный Английский сад. Английский сад характерен тем, что его геометрия максимально приближена к естественному ландшафту и выглядит более естественно, чем геометрически правильные формы дорожек и аллей в других садах (каким был и Старый сад).
Изначально при проектировании сада по его границе был прорыт канал, задачей которого было осушение территории. Уже позже, в 1777 году в русле канала установили каскадные ступени, а по другую сторону канала соорудили гранитную набережную.
Начинается каскадный канал с фонтана «Лебедь».
Фасад Екатеринского дворца.
Церковный флигель дворца.
Один из партеров Старого сада. В центре установлена скульптура «Мир».
Фрейлинский садик у стен Камероновой галереи.
Камеронова галерея. На первом этаже расположены помещения для купания, а с севера к зданию примыкают Холодные бани, созданные по облику римских терм. Второй этаж галерей полностью отдан под помещения для развлечений. Интересно, что здание полностью выполнено в античном стиле.
Античность галереи подчеркивается даже скульптурами — Статуи Геркулеса и Флоры установлены перед лестницей.
Зеркальный пруд. У противоположного берега установлен павильон «Верхняя ванна». Помещение также служило баней для лиц императорской семьи. Павильон состоял из нескольких комнат — кабинета, бассейна, парильни, котельной.
Павильон «Грот» руки Растрелли. Этот павильон служил местом для отдыха Екатерины II.
В 19 веке у павильона устанавливаются две бронзовые скульптуры — гальванокопии с античных статуй:
«Умирающий галл»
...и «Гладиатор».
Этот павильон был первым строением, на берегах Большого пруда. Оформление «Грота» соответствует его названию — повсюду использована морская тематика.
Строгие линии Старого сада. Так называемый Французский стиль проектирования садов подразумевал прямые линии аллей, пересекающиеся под прямыми углами.
Большой пруд.
Горбатый гранитный мост. Установлен в 1778 году через Рыбный канал.
Эрмитажная аллея.
Эта же Эрмитажная аллея ведёт, правильно, к зданию Эрмитажа. Заканчивается аллея Чашей с химерами. Такие чаши использовались в основном как украшения.
Павильон Эрмитаж. Руку Растрелли, особенно в Екатеринском парке, узнать легко — архитектура зданий очень напоминает архитектуру самого Екатеринского дворца. Этот павильон предназначался для отдыха и проведения торжеств. Интересным техническим решением здания был механизм, который приводил в движение обеденный стол.
Вокруг павильона искусственный ров с водой. Иногда без воды.
Здание Эрмитажной кухни. Здесь же расположены ворота, поэтому здание иногда называли Красными воротами.
сентябрь 2012