Детей у Екатерины II не было долго. Долгих девять лет прожили они в браке с Петром III, прежде чем Екатерина родила наследника. Нарекли его Павлом I, а будущей императрице исполнилось на тот момент двадцать пять лет. Наследник получился нежеланный, отношения с матерью не заладились с самого начала. В воспитании сына она участия не принимала, а пообещав однажды отречься от престола в пользу Павла слово не сдержала, передумала, а заодно уничтожила все документы, которые подтверждали её слова сказанные ранее. Власть портит людей и отказаться от неё по доброй воле дано не каждому. Павла это не особо устраивало, он, как законный совершеннолетний наследник, желал престола, но как-то не задалось.
Время шло, отношения портились. В 1783 году, как раз после смерти Григория Орлова (фаворита Екатерины), императрица выкупила подаренное ему ранее имение в Гатчине у оставшихся братьев фаворита и презентовала Гатчинскую мызу Павлу, куда он благополучно переехал. Практически в это же время Павлу на рождение сына, будущего императора Александра, достаётся Павловская мыза, где уже идёт строительство дворца. Так как мнения Павла никто не спросил, дворец строился основываясь на вкусах Екатерины II, а руководил строительством приглашённый Екатериной же архитектор Чарльз Камерон. Камерон же, в свою очередь, был яростным фанатиком Палладианства, что прослеживается во всём его творчестве (как стиль Палладиева архитектура зародилась в 16-м веке, а всё благодаря итальянскому архитектору Андреа Палладио. Палладианство заимствует принципы классической архитектуры, доставшейся нам от Древней Греции с Римом).
Из Камерона же получился и неплохой ландшафтный дизайнер — параллельно со строительством дворца рядом сформировался пейзажный парк, правда не без помощи декоратора Пьетро Гонзаго. Камерон же дополняет парк павильонами и мостами через протекающую внизу склона реку Славянку. В то же время Павел, путешествуя с супругой по Европе, получил немалое количество даров от местных монархов, которые дополняли интерьер Павловского дворца. Прошло ещё около восьми лет, прежде чем Павел всё-таки взошёл на престол, а Павловский дворец стал императорской резиденцией.
Следующую сотню лет, после смерти императора Павловск, по завещанию супруги Павла Марии Фёдоровны, передавался в роду только по мужской линии. За это время в Павловск провели железную дорогу, установили памятник Павлу I, устроили Музей древностей и картинную галерею. Последним владельцем Павловска стал Иоанн Константинович — старший сын последнего князя рода, и оставался им вплоть до событий 1917 года. В 1918 году двери Павловского дворца открываются для обычных посетителей — императорская резиденция по решению большевиков становится государственным музеем. Заодно с Павловском музеями стали и остальные резиденции в Гатчине, Петергофе и Царском Селе.
Фашистские захватчики пришли в Павловск в 1941-м году и продержались там до начала 1944-го. В залах Павловского дворца разместилось гестапо и госпиталь для немецких офицеров. Парк был вырублен, Камеронские мосты взорваны. Всё, что постеснялись сделать большевики исполнили военные. А дворец при отступлении вообще сожгли. Реставрация Павловского дворца началась практически незамедлительно и уже в 1957 году были открыты для посещения первые залы.
Когда-то на этих землях селились ильменские славяне и здесь же проходил торговый путь «из варяг в греки». Земли были богаты дичью и рыбой, но вряд ли это стало причиной того, что их ненадолго отвоевали шведы. Во время Северной войны Пётр I благополучно отвоевал их обратно, а в этих местах организовали императорские охотничьи угодья.
Совместное творчество художника-декоратора Пьетро Гонзаго, который помогал сформировать облик парка и архитектора Чарльза Камерона. павильон Храм Дружбы — одна из первых построек комплекса, был возведён ещё в 1872 году по задумке Павла. Павильон должен был символизировать хорошие отношения между императрицей Екатериной II и самим Павлом I вместе с супругой. Ну и заодно, в благодарность за подаренные Павлу земли.
В 1823 году по проекту Росси на Петрозаводском заводе отливается Чугунный мост.
Павловский дворец находится на возвышении. А снизу как раз виден мост у северного корпуса дворца, 1799 года от архитектора Бренна.
На мосты через Славянку Камерон не скупился, потому строил их с запасом. Это Мост Кентавров, построен был в 1796 году. Правда, название мост получил благодаря архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину — одному из основоположников русского ампира, который и установил в 1805 году на мост статуи тех самых кентавров.
У фасада дворца установлена статуя Гермесу.
Одна из скульптур венецианского мастера Пьетро Баратты, доставленная в Петербург ещё по заказу Петра I — «Правосудие». Установлена она на круглой террасе по проекту Бренны в 1799 году.
Изначально дворец проектировался Чарльзом Камероном как загородная усадьба, однако Павлу это не понравилось. Он желал, чтобы его резиденция была больше. Так, в ходе споров достраивать дворец пришлось уже Винченцо Бренне. Тот дополнил существующие сооружения корпусами и галереями, а заодно сделал их двухэтажными. Обошёлся Бренна весьма достойно, оставив центральное здание Камерона без изменений.
В 1872 году потомками Павла устанавливается памятник, копия статуи Павла I, что стояла перед Гатчинским дворцом.
Павильон «Вольер» был возведён всё тем же Камероном в 1782 году, а чуть позже законченный Воронихиным. Использовался павильон для содержания птиц, большая часть которых была экзотическими. В 1818 году уже вдова Павла I Мария Фёдоровна выпустила всех птиц на волю, а вольер стал оранжереей. В 1863 году перед павильоном вырыли прудик.
Посреди Вольерного прудика установлена статуя Венеры Италийской, это копия с итальянской статуи руки Антонио Кановы. Работы Кановы довольно часто становились образцами для подражания.
Павильон Росси, памятник Марии Фёдоровне.
Идея установить памятник Марии Фёдоровне возникла у Михаила Павловича в 1835 году. Но исполнить задуманное помешала сначала смерть скульптора, а затем недостаточное финансирование. К концу 19 века уже сами жители города поддержали идею памятника и, наконец, к 1914 году он был установлен. Во время войны на площадке перед павильоном было немецкое кладбище.
Павильон «Три Грации». Рука Камерона узнаётся издалека. Это его последняя работа в Павловске. Название павильон получил из-за установленной внутри скульптуры «Три Грации», что также является копией Антонио Кановы.
сентябрь 2012