Архитектура Костромы

Знаете, сколько было детей у великого князя Киевского Всеволода Юрьевича «Большое Гнездо»? Двенадцать. Как и положено детям — они выросли и безотлагательно принялись делить наследство. То, что на тот момент Всеволод был ещё жив, их волновало мало. Несмотря на завещание отца, в котором земли князя были распределены между сыновьями, не все оказались этим довольны и старшие, едва дождавшись его смерти, немедленно затеяли междо­усобную войну. Остальным братьям оставалось лишь встать на чью-либо сторону. Сёстры же в конфликте не участвовали и наблюдали за всем издалека.

Казалось бы, при чём здесь Кострома... Шёл второй год войны и 1213 нашей эры, когда Константин Всеволодович рассерчал больше обычного и сжёг Кострому дотла. Всё потому, что она поддержала в войне не его самого, а брата — князя Юрия. Собственно, это событие и стало первым упоминанием Кос­тромы в летописях. Сожжённый город Константин, на радостях по случаю победы, передал в удел своему малолетнему сыну. Не успел город оправиться от братского конфликта, как вновь пострадал от проходящего мимо своим первым Западным походом Батыя. Но, спустя всего год Кострома восстанавливается благодаря Ярославу Всеволодовичу, который продолжил традицию и передал город уже своему младшему сыну (Василий, сын Константина, к тому времени уже благополучно скончался, а заодно был причислен к лику святых).

Прошло время. Кострома, благодаря петровским реформам по разделению территорий, становится провинциальным городом Московской губернии. Заехавшая в Кострому во время своего Волжского путешествия Екатерина II, в благодарность за очень тёплый приём, тут же учредила герб города. На гербе была изображена галера, на которой императрица и прибыла в город. (Галера, к слову, была не обычная — для путешествия императрицы в Твери была построена целая флотилия. Флагман флотилии с Екатериной на борту носил имя «Тверь»). Так, Кострома стала первым в России городом, который получил свой собственный герб. Позже, Павел I решил изменить его и более восьмидесяти лет гербом был щит, разделённый на четыре части с крестом и полумесяцем в углах.

Вернёмся к Екатерине II. Её руке принадлежит генеральный план застройки Костромы. Были уничтожены оборонительные сооружения (валы и рвы), город начал застраиваться торговыми рядами. С середины 18-го века в Костроме началось развитие текстильной промышленности. Объемы производства льна были такими, что город вышел в России на первое место. От этого времени городу достался крайне интересный центр города, здания которого ещё помнят в своих стенах и купцов и фабрики.

* * *

Первая пятиэтажка в Костроме была построена в 1885 году, это было общежитие для рабочих Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры. Этот же дом, с вкраплениями классицизма, был построен чуть позже, зато на фасаде есть статуи пионеров.

кострома, архитектура костромы, классицизм, архитектурные элементы, колонны на фасаде, скульптура пионера

В 1808 году, по проекту губернского архитектора Николая Ивановича Метлина, строят Губернские Присутственные места. Город долгое время обходился без административных учреждений (старые были уничтожены пожаром, а после размещались в зданиях монастыря). Изначально Николай Иванович пред­ставил проект достаточно простого здания, но этот проект не получил одобрения у императора. Взамен, Метлину прислали образцы фасадов, на которые стоило опираться при проектировании Присутственных мест.
В настоящее время в этом здании располагается мэрия.

кострома, архитектура костромы, мэрия, присутственные места, архитектор метлин, классицизм, архитектурный стиль, архитектурный элемент, колонны на фасаде

Ещё одно здание от Николая Ивановича — дом генерала Сергея Семёновича Борщова. Пока генерал находился на службе, в его владении была обычная усадьба. Уже после окончания службы Сергей Семёнович начинает заниматься обустройством. Сначала он строит небольшой флигель, а чуть позже, благо­даря губернскому архитектору, флигель расширяется до размеров большого особняка. Ну и стоит отметить, что в этом доме останавливался император Нико­лай I, а после и его сын Александр II.

В середине 19-го века дом сильно пострадал при пожаре. Ещё не отреставрированный его продали купцу Первушину. Тот, в свою очередь, строительство закончил и предложил городу выкупить это здание. Управа города поначалу согласилась, однако в процессе Первушин сильно поднял цену и сделка сорва­лась. На радостях купец открыл в доме гостиницу, а городу здание досталось двумя десятками лет позднее.

кострома, архитектура костромы, дом генерала борщова, присутственные места, архитектор метлин, классицизм, архитектурный стиль, архитектурный элемент, колонны на фасаде

Несколько лет назад этому бронзовому псу отпилили хвост. После сюжета на эту тему по телевидению, хвост был обнаружен на утро рядом с памятником. Бассет был установлен на средства предпринимателей к юбилею области.

кострома, архитектура костромы, площадь сусанина, памятник собаке в костроме, бронзовый пес

Богоявленско-Анастасьин женский монастырь образовался к 1462 году. Как раз здесь до появления Присутственных мест ютилась администрация города. Храм же, что выходит на перекрёсток, возведён в 1824 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. Во время советской власти храм приютил в своих сте­нах школу.
Сейчас это действующий монастырь, однако, он полностью закрыт для посещений.

кострома, архитектура костромы, богоявленский монастырь костромы, бывшая школа, администрация города, церковь иконы смоленской божией матери кострома, архитектура костромы, улицы костромы, старый город, старая кострома, купеческие особняки кострома, архитектура костромы, вокзал костромы, здание вокзала кострома, архитектура костромы, улицы костромы, пятиэтажки

Культурное. В 1961 году, вместе с денежной реформой, министром культуры СССР было принято решение о преобразовании концертно-эстрадного бюро в областную филармонию, здание которой расположено как раз за перекрёстком.

кострома, архитектура костромы, филармония костромы, перекресток

Весь центр Костромы — это один большой памятник. Памятник купеческой архитектуры. Огромное количество особняков расположены практически по­всеместно.

Вот дом купца Сапожникова, который благополучно сгорел при реконструкции. Нынешнее здание построено из кирпича и уже после обшито тёсом. Тем не менее, здание остаётся прекрасным (и нечастым) образцом русского стиля в архитектуре.

кострома, архитектура костромы, деревянное зодчество, дом сапожникова, русский стиль, эклектика в архитектуре

Один из домов, принадлежащих братьям Дурыгиным — костромским предпринимателям. Особняк был построен в начале 19-го века, а чуть позже пере­строен. В середине 19-го века в здании располагается чертёжная мастерская. Все имения, которые были у семейства (а ещё в середине 18-го века купцам Дурыгиным принадлежал целый квартал города) были так или иначе распроданы.

кострома, архитектура костромы, дом дурыгиных, угол фасада, классический фасад, архитектура 18 века

Этот доходный дом принадлежал купцу Ивану Петровичу из старинного купеческого рода Третьяковых. Ещё при жизни Ивана Петровича путали с его однофамильцем-коллекционером Павлом Третьяковым, который, как мы знаем, помимо всего прочего увлекался искусством и коллекционированием. Впрочем, это не помешало Ивану Петровичу достаточно эффективно развивать своё предпринимательское дело. В его владении находилось несколько заводов, которые он позже передал сыну. Сам же Третьяков начал активно скупать близлежащие земли и сдавать их в аренду. Чуть позже, он занимается строительством доходных домов. Здесь надо отметить, что строил он их по сути из своего же кирпича (Иван Петрович инвестировал некоторые средства в строительство кирпичных заводиков под Судиславлем с условием, что теперь весь кирпич они должны были поставлять только ему).

Из такого кирпича построен и этот дом. Третьяков сдавал свои доходные дома под различные учреждения, конторы, банковские отделения. Некоторые квартиры доставались обеспеченным горожанам. Сейчас же в этом здании расположено музыкальное училище.

кострома, архитектура костромы, доходный дом, дом третьякова, эклектика в архитектуре, интересное здание

Дом 19-го века принадлежал жене учителя семинарии Марии Андрониковой.

кострома, архитектура костромы, дом марии андрониковой, архитектура 19 века

Ещё один особняк конца 18-го века принадлежал мещанину Богомолову. Спустя десяток лет он продаёт его гвардии прапорщику Грамотину. Тот дом пол­ностью перестраивает и оставляет в наследство своему племяннику — Николаю Фёдоровичу Грамотину, что оказался известным русским поэтом. Позже в этом доме расположилось оценочно-статистическое ведомство.
Здание входит в перечень объектов культурного и исторического наследия.

кострома, архитектура костромы, особняк 18 века, архитектура 18 века, дом богомолова
кострома, архитектура костромы, дом денисова, деревянный дом, фасад деревянного дома

Угадаете, кому принадлежал этот дом? Нет, не купцу. И даже не мещанину. Этот дом в конце 19-го века построили для крестьянина.

кострома, архитектура костромы, крестьянский дом, эклектика в архитектуре, розовый фасад кострома, архитектура костромы, улицы костромы, особняки костромы

А эта городская усадьба принадлежала купцу Пыпину и являлась промышленной усадьбой. Что это значит? Это значит, что в составе усадьбы был не только жилой дом, но и фабрика, в данном случае — полотняная. Здание справа от усадьбы — та самая бывшая фабрика.
В первой половине 19-го века усадьбу продают, и производство на фабрике закрывается. Спустя время, отреставрированный после пожара фабричный корпус переоборудовали в жилой дом.

кострома, архитектура костромы, городская усадьба, промышленная усадьба, мануфактура, дом пыпина кострома, архитектура костромы, улицы костромы кострома, архитектура костромы, архитектурный элемент, эркер кострома, архитектура костромы, деревянный дом, магазин лвз кострома, архитектура костромы, деревянная архитектура, зеленый фасад, архитектурный элемент кострома, архитектура костромы, арка в фасаде, архитектурный элемент

Пётр Алексеевич Ильинский был сыном сельского священника. В середине 19-го века, сразу как он закончил Медико-хирургическую академию, был назна­чен городским врачом в Нерехту, а позже в Юрьев. Набравшись немалого опыта, в том числе и на русско-турецкой войне, он назначается чиновником для особых поручений при Главном военно-медицинском управлении Петербурга. Чуть позже он основал газету «Врачебные Ведомости», что после преврати­лась в журнал «Русская Медицина».

В 1895 году он оставляет службу и перебирается в Кострому, где работает санитаром. А жил Пётр Алексеевич как раз в этом доме до самой своей смерти. В начале 20-го века этот дом купца Малышева был передан городской больнице.

кострома, архитектура костромы, петр ильинский, классицизм, стиль в архитектуре, фасадный элемент, колонны на фасаде

В середине 20-го века московский архитектор Семён Иванович Якшин представил проект типового кинотеатра. С тех пор по многим городам России стро­ились типовые, похожие друг на друга, кинотеатры «Дружба», «Мир», «Авангард». Иногда типовой проект немного меняли. Таким образом, у здания из этого проекта могла немного видоизменяться арка, боковые фасады, но, как правило, изменения были очень незначительны и внешний облик оставался неиз­менным.

кострома, архитектура костромы, классицизм, типовой проект кинотеатра, кинотеатр дружба кострома, архитектура костромы, двор кострома, архитектура костромы, улицы костромы, кострома зимой, купеческие особняки кострома, архитектура костромы, лепнина на фасаде, архитектурный элемент, зеленый фасад кострома, архитектура костромы, площадь костромы, советская площадь, площадь зимой

В самом конце 18-го века в семье московского чиновника родился сын. Мальчика назвали Пётром Ивановичем Фурсовым. Когда мальчик чуть подрос его сослали в петербургскую Академию художеств для обучения архитектуре. За казённый, разумеется, счёт. Оставшийся один в чужом городе Пётр Иванович быс­тро вкусил прелесть такой жизни и периодически устраивал загулы, став к двадцати годам хроническим алкоголиком. Тогда же его выгоняют из Академии и он, с аттестатом архитектора второй степени, возвращается в Москву.

В Москве оказалось, его тоже не особо ждали. Несколько лет он перебивался случайными заработками, прежде чем узнал о смерти костромского губернского архитектора Николая Ивановича Метлина. Не теряя времени, он подал прошение о назначении на эту должность и, надо признать, не безус­пешно. В 1822 году Пётр Иванович Фурсов становится губернским архитектором.

Следующие десять лет он усердно занимается тем, чему его учили — архитектурой. Город усиленно строится и недостатка работы Пётр Иванович не испытывает. Так, по его проекту строится одно из самых узнаваемых зданий Костромы — пожарная каланча. В 1834 году в Кострому с визитом нагрянул император Николай I и был в предельном восхищении от этой каланчи. После этого за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи России.

кострома, архитектура костромы, петр фурсов, пожарная каланча, объект наследия, классицизм, колонны на фасаде

Той же руке Петра Ивановича принадлежит и другое здание на Сусанинской площади — здание гаупвахты, построенное на месте старой деревянной. Впрочем, почерк автора заметен любому. Гаупвахта в русской армии служила для содержания провинившихся или же арестованных военнослужащих. Здание же у Фурсова получилось скорее торжественное, чем выполняющее функции изолятора. Богатая лепнина на фасаде радовала глаз прохожих. Но, скорее всего, это обусловлено тем, что заключали сюда высший офицерский состав, дворян.

кострома, архитектура костромы, петр фурсов, объект наследия, классицизм, колонны на фасаде

Визитная карточка Костромы — Торговые ряды.

Это — Масляные ряды. Построены по проекту всё того же Николая Ивановича Метлина. В центральной части рядов выстроено двухэтажное здание — питейный дом. Ранее существовали кабаки, корчмы, в которых можно было и поесть и выпить. Однако, в процессе реформы и введения питейной системы любое заведение, где можно было выпить, называлось питейным.

Некоторые считали питейные дома очагом безнравственности и разврата. Однако, тут же другими утверждалось, что в такие дома ходят целыми семьями и с нравственностью там всё в порядке. Впрочем, было и такое время, что в эти заведения не пускали нижние военные чины. В следствии той же реформы в кабаках запретили продавать закуски, а из напитков оставили лишь водку. Мебель тоже пришлось убрать. При всём этом, водка продавалась не на вынос, а лишь для употребления внутри помещения. Потому что жизнь — это боль.

кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент

Красные ряды. Они же — Гостиный двор. Внутри находятся мелочные ряды — несколько одноэтажных корпусов с магазинчиками внутри.

кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент

Мелочные ряды. Здесь же, в корпусе Гостиного двора, расположена Церковь Спаса в Рядах, середины 18-го века.

кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент, мелочные ряды кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент
кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент
кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент, сырная биржа кострома, архитектура костромы, кострома, архитектура костромы, торговые ряды, классическая архитектура, николай метлин, арка, архитектурный элемент кострома, архитектура костромы, старый фасад, разрушенный фасад кострома, архитектура костромы, кирпичный забор, разрушенный забор, красный кирпич

Дом купца Калашникова, 1791 год. В своё время в этом доме была аптека, а сейчас здесь находится офтальмологический центр.

кострома, архитектура костромы, дом калашникова, купеческий дом кострома, архитектура костромы, заброшенный постройки

Обычный жилой дом конца 19-го века.

кострома, архитектура костромы, жилой дом, архитектура 19 века

И ещё пара классических купеческих особняков.

кострома, архитектура костромы, купеческий особняк, классицизм, архитектурный элемент, колонны на фасаде кострома, архитектура костромы, купеческий особняк, классицизм, архитектурный элемент, колонны на фасаде кострома, архитектура костромы, купеческий особняк, классицизм, архитектурный элемент, колонны на фасаде кострома, архитектура костромы, купеческий особняк, классицизм, архитектурный элемент, колонны на фасаде кострома, архитектура костромы, купеческий особняк, классицизм, архитектурный элемент

Ипатьевский монастырь Святой Троицы. В этом монастыре в 1613 году короновали Михаила Фёдоровича Романова. Сам же монастырь был основан в 1432 году, а вот об остальных интересных моментах из жизни монастыря можно будет узнать в следующем материале.

кострома, архитектура костромы, ипатьевский монастырь, коронация романова, монастырь на реке кострома, архитектура костромы, душевное фото, кострома ночью, ожидание, пожарная каланча

ноябрь 2012

Понравилось?

Похожие материалы: