Наверное, уже не осталось человека (по крайней мере, в России), который бы не слышал об Архстоянии. Этот крупнейший в Европе фестиваль ландшафтных объектов принимает на своей земле художников, архитекторов, просто творческих людей, которые не устают из года в год удивлять других своим видением мира. А иногда не устают удивлять и дважды в год — в некоторые годы фестиваль был не только летним, но и зимним.
А началось всё в 2006 году. Хотя нет, началось всё гораздо раньше. Основатель и идейный вдохновитель фестиваля Николай Полисский до 2000 года занимался в основном живописью. Более того, в то время он был единственным представителем «Митьков» в столице. Для тех. кто в силу возраста или памяти не знает о чём речь, я поясню. В восьмидесятых в Санкт-Петербурге под руководством Дмитрия Шагина образовалась группа художников. Название эта группа получила в честь основателя — «Митьки». Сложившись как коллектив художников, она быстро переросла в нечто большее. И вскоре в неё входили и поэты, и музыканты, и писатели, в общем, все, кому идеология «Митьков» была по душе. У этого арт-проекта существовал свой стиль, который отражался и в поэзии, и в живописи, и в музыке. Был и свой сленг, но на этом, думаю, я про них закончу, и вернёмся к Николаю Полисскому. В 2000 году Николай Владимирович увлекается лэнд-артом и вскоре становится самым известным представителем жанра в России.
Направление лэнд-арт возникло в Соединённых Штатах в конце 60-х. А мы-то помним, что было в Штатах в конце 60-х. Это было время хиппи с их идеологией о свободе и любви. Может, это и повлияло на возникновение нового вида искусства. Лэнд-арт подразумевает, что произведение, которое создаёт художник (или, скорее, уже архитектор), должно быть неразрывно связано с самой природой и ландшафтом, при этом сам ландшафт используется как средство создания.
Фестиваль Архстояние впервые открылся в 2006 году в заповедном парке Николо-Ленивец, что под Калугой. Этимология названия заключает в себе собственно архитектуру и отсыл к истории — в середине 15-го века в Николо-Ленивце на Угре было Великое стояние, которое считают концом татаро-монгольского ига. Наверное, хватит слов, посмотрим объекты.
Позолоченный Телец. Проект Василия Щетинина, 2009 год. В проекте Василий объединил два сюжета — здесь Ноев ковчег и бык с Уолл-стрит. Небольшое пояснение — на фондовых рынках фигура быка (также как и медведя) является символом. Бык — воплощение подъёма, процветания (вот он прижал голову к земле и намеревается поднять на рогах ввысь любого встречного). В основании быка размещается выставочный павильон.


Границы Империи. Проект основателя фестиваля Николая Полисского, 2007 год. В этом проекте принимали участие деревенские жители, которые впоследствии объединились в группу Николо-Ленивецкие промыслы. Николай Полисский говорил о Границах как о руинах Карфагена.


Вселенский Разум. Проект Николая Полисского и Николо-Ленивецких промыслов, 2012 год. Основа проекта — два полушария мозга, к которым ведёт колоннада из 42-х ракет.




За Вселенским Разумом установлены несколько композиций поменьше. Эта — Мозжечок.

Телескоп.

Тоннель.





Дом Над Лесом. Проект Анны Щетининой, 2008 год. В качестве опор дома — два вяза, которые поднимаются на высоту в шесть метров, что делает этот объект уникальной смотровой площадкой.

Деревья с Жуками. Они же — Ворота.




Инсталляция Арка от творческого объединения BERNASKONI из России. Арка стоит на границе поля и леса. Символизирует собой и триумфальную арку, и лестницу в небо, и смотровую площадку и колодец.

На смотровую площадку Арки ведёт винтовая лестница.


Один из сегментов Арки. Во втором сегменте находится колодец с водой, вокруг которого, собственно, и ведёт лестница.

Нет, это не просто лес. Это Вавилонская Яма. Она же — Падение в Колодец.

Проект Игоря Иогансона, Марины Перчихиной, 2010 год. На дне Колодца ведро и лопатка, так внезапные посетители могут продолжить копание колодца.



Перформарнс Андрея Бартенева – «Воздушный поцелуй дерева».

Ротонда. Александр Бродский, 2009 год. Это сооружение располагается посреди поля. Зайти можно через любую дверь, из тех, что опоясывают здание. В Ротонде есть очаг, в котором можно развести огонь.

Двери, использованные в сооружении, взяты из разрушенных домов.

Второй свет Ротонды — смотровая площадка. Хотя, можно забраться и на крышу. Здесь более интересно то странное слово, что написано на опоре. «Ушацъ» — это старый мем сочувствующих архитектуре и далее мифологии МАРХИ не распространяющийся. По легенде, был Михаил Лазаревич Ушац, который имел привычку ставить на хорошем кульмане свою фамилию. Это привело к тому, что на большинстве кульманов красовалась надпись «Ушацъ». Чуть позднее «Ушацъ» можно было встретить и в туалетах и на стенах. Ещё позднее эта надпись, подхваченная студентами МАРХИ разнеслась по всему миру.


Fast Track от эстонского архитектурного бюро Salto Architects, 2012 год. Это 50-ти метровый батут, который может испытать любой желающий. Изначально планировалось, что дорога будет в 200 метров, но это повлекло некоторые технические затруднения и, в итоге, ограничились 50-ю.

Перформанс на Fast Track-е.

Штурм Неба. Архитектурное Бюро Manipulazione Internazionale, 2012 год. Всё та же лестница в небо. На этот раз собранная из множества.

Установка этого объекта заняла всего 4 дня.


Церковь Троицы Живоначальной, 1802 год. Изначально к фестивалю отношения не имеет, но каждый посетитель считает долгом посетить её.

В 1931 году храм был закрыт. А в 1961 здесь находился молочный завод. Церкви храм передали в 1992 году.




Маяк На Угре. Николай Полисский, 2004 год. Высокая башня сплетена из стволов деревьев и металлической арматуры.

Как и на большинстве арт-объектов в верхней части смотровая площадка, несколько напоминающая гнездо. Хотя на эту залезть тяжелее, чем на другие.




Пожалуй, самый известный арт-объект — Николино Ухо. Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, 2006 год. Объект расположен на живописном склоне, с которого открывается вид на Угру.


июль 2012