Какие первые ассоциации возникают при упоминании имени Гауди? Для многих это будет «архитектура», «тот странный кривой дом в Барселоне» и «Саграда Фамилия», что, впрочем харакетризуют Антони Гауди вполне сносно. Некоторые еще могут вспомнить родной город архитектора Реус, или имя Эусеби Гуэля, благодаря которому Гауди воплотил в жизнь некоторые свои фантазии.
25 июня 1852 года улицы маленького каталонского городка услышали крик новорожденного, который тут же заслуженно получил имя Антони Пласид Гильем Гауди-и-Курнет. К этому времени родители Антони уже успели родить ему сестру и трёх братьев. Но прожили они недолго. К двадцати семи годам Антони потерял и мать, и всех братьев, и единственную сестру, которая оставила ему на попечение свою дочь. Вместе с оставшимся в живых отцом и племянницей Гауди перебирается в Барселону, где и начинается его, уже известная всем, творческая жизнь.
Во второй половине девятнадцатого века в Европе обострилось чувство прекрасного, которое выразилось в завершении строительства средневековых долгостроев. Затронуло оно практически все страны современной Европы. В Германии, Франции, Англии бросились достраивать дворцы, замки и соборы. Некоторые из зданий веками ждали этого момента. Сооружения были старыми и в их архитектуре доминировал популярный в то время стиль готики. Заканчивали их, в основном, в том же стиле, что был задумал архитектором, хотя иногда срывались в не самые традиционные для готики стили неоренессанса или необарокко. Это было одно из популярных течений европейской неоготики (хотя как стиль неоготика берёт начало в середине восемнадцатого века).
Юный Антони Гауди был без ума от неоготики. В то время он не слишком успешно работал помощником архитектора, занимался черчением, иногда участвовал в конкурсах. Большое влияние на него оказал французский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, который занимался реставрацией средневековых памятников. У Виолле-ле-Дюка была своя теория относительно реставрации — он считал, что не достаточно просто отремонтировать здание, нужно воссоздать завершённое состояние здания. При этом, далеко не факт, что это состояние когда-либо приходило в голову самому автору. Гауди пришёл к мысли, что творческая направленность французского архитектора полностью соответствует пониманию архитектуры самого Антони. С этого момента у Гауди начинает формироваться собственный, неповторимый архитектурный стиль.
Однако, стиль стилем, а финансирование никто не отменял. На смелые идеи нужны были деньги и деньги немалые. Встречу Антони Гауди и Эусеби Гуэля можно назвать исторической. Произошло это в 1878 году на Всемирной выставке в Париже (нет, Эйфелева башня была чуть позже — выставка ещё возвращалась в Париж). Сын промышленника, Эусеби Гуэль, пошёл по стопам отца. Позже он серьёзно приумножил своё состояние благодаря сделкам с недвижимостью. Будучи человеком образованным и в меру культурным Эусеби способствовал развитию культуры, выступая в качестве мецената. Неизвестно, было бы имя Гуэля так широко известно сейчас, если бы не Гауди, но благодаря архитектору (а впоследствии и близкому другу) имя Гуэля носит немало известнейших произведений Антони Гауди.
Недалеко от центра Барселоны, в районе Эшампле, стоит последняя светская работа Антони Гауди — Дом Мила. После этого здания Гауди занимается исключительно Храмом Святого семейства. Дом Мила — один из самых узнаваемых домов, который Гауди закончил в 1910 году.

Говорить о необычности фасада здания бессмысленно — это видно и так. Дом господ Мила давно стал одной из визиток Барселоны. Благодаря неровному фасаду дом получил у жителей города прозвище «Педрера», что означает «каменоломня». Не оценили его горожане. А что же необычного внутри здания? Дом не имеет несущих стен. Вместо них внутри установлены железобетонные конструкции и несущие колонны. Кроме того, внутреннее пространство было распланировано таким образом, что окна хозяев выходили на улицу, либо же во внутренний двор квартала, а вот окна прислуги располагались во внутренних двориках дома. Кроме того, в доме естественная система вентиляции, которая позволила отказаться от кондиционеров.
Как и полагается достойному архитектору, у антони Гауди вскоре завелись ученики. Одним из них был Жузеп-Мария Жужоль-и-Жибер. Он был достойным учеником и продолжал работать с Гауди вплоть до его смерти. И немало элементов, которые мы приписываем руке Гауди на самом деле принадлежат его ученику. Так, например, эти кованые решётки на балконах — творение Жузепа Жужоля.

После ремонта здания был восстановлен оригинальный вид многих квартир с их дверями и оконными рамами. Дом был выкуплен фондом культуры «Кайша Каталунья» для проведения в нём выставок. Сейчас в доме можно найти и кафе, и квартиру-музей, и террасу на крыше, и, собственно, выставочный зал.

Дом Бальо Антони Гауди перестроил аккурат к 1906 году. Это не полноценная работа архитектора, а перестройка существующего здания. Доходный дом для промышленника Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен ещё в 1877 году. Однако, к перестройке Антони отнёсся очень серьёзно. Дом получил ещё два этажа и полностью новый фасад.

Крыша здания напоминает чешуйчатую спину дракона.

Изогнутые линии, главенствующие в его фасаде (да что там, во всём его творчестве), оформлены многими элементами: органическими — напоминают кости, растения, или же художественными — напоминают маски, драгоценности.






Собор Святого Семейства. Саграда Фамилиа. Работы над Собором были начаты ещё в 19 веке и ведутся до сих пор. Сам Гауди отдал ему 40 лет жизни. Когда Гауди спрашивали не боится ли он не успеть закончить Собор при жизни он отвечал: «У меня много времени, так как мой главный заказчик — Господь, а он никуда не торопится.»

Фасад Рождества.

Фасад страстей. Башни Собора Святого Семейства завершаются пинаклями с керамической отделкой и скрывают внутри винтовые лестницы.

На фасаде множество фигур. Эти — апостолы.




Пинакли — декоративные башенки.


Собор Святого Семейства очень масштабный проект. Он занимает целый квартал района Эшампле.








Парк Гуэль. Это несостоявшийся город-сад. Занимает 20 гектаров и построен, как не трудно догадаться — благодаря Гуэлю.

От входа в парк открывается монументальная лестница, увенчанная огромным ящером из керамики. Вообще, керамики здесь немало.

Медальон с флагом Каталонии и змеёй.


Гипостильный зал.

Над ним разбита главная площадь парка, она же смотровая площадка.

Дом привратника. Он был спроектирован Гауди как жилище для смотрителя парка.


Вход в парк. Помимо дома привратника (справа) тут ещё расположено здание администрации парка.

Фрагмент скамейки. При создании этой скамьи Гауди сотрудничал со своим учеником Жузепом Марией Жужолем (тот самый, который оформил балконы на Педрере).

Дом Триас.






Розовое здание — это дом Гауди. Именно здесь он прожил последние 20 лет.



С самой высокой точки парка открывается хороший вид на город. Именно здесь видно какими прямыми сегментами разбит район Эшампле.

Голгофа. Кресты, стоящие на нагорной части парка символизируют распятие Иисуса Христа.



декабрь 2011